Персональный сайт педагога-психолога Кирсановой Елены Станиславовны.



Баннеры


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время.

Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность.

Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением). Цель дыхательных упражнений — увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепномозговых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Этот нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание.

За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит через нос, несмотря на постоянно открытый рот.

Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Поэтому дыхание часто поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

Предлагаемая система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д., путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз) в сочетании с соответствующими движениями.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным, или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх.

На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Гармоничное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

Нижнее — успокаивающее дыхание. В нем участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной. Среднее — укрепляющее дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее — радостное дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется.

Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спо­койно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию следует, исходя из собственного удобства.

4.3.1. Правила овладения дыхательной гимнастикой

  1. Дышать с удовольствием. Положительные эмоции имеют оздоровительный эффект.
  2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его действие.
  3. Дышать медленно — для насыщения организма кислородом.
  4. Выполнять упражнение до тех пор, пока оно доставляет удовольствие.
  5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:
  • выполнять легко, естественно, без усилий, напряжения;
  • находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
  • следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в Друга.

Дыхательное упражнение состоит из шести этапов:

  • принять позу и зафиксировать ее;
  • расслабиться;
  • сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его элементы;
  • сделать глубокий вдох;
  • выполнить дыхательное упражнение;
  • отдохнуть, сменив позу.

Постановка речевого дыхания проводится следующим образом: с легким потряхиванием развести руки в стороны и поднять их вверх (вдох), затем руки заводят за голову, одновременно приседая, что активизирует работу диафрагмы. Упражнения проводятся по специально подобранной схеме.

Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

4.3.2. Техника выполнения дыхательных упражнений

  1. Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох. Медленно поднять плечи, одновременно делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
  2. Плечи вперед, скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно вдыхая.
  3. Медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
  4. Исходное положение (и. п.) то же. Сделать вдох, на выдохе повернуться — одна рука за спину, другая вперед; вернуться в исходную позицию и сделать то же, но в другую сторону.
  5. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Медленно поднять правую руку, скользя по туловищу и поднимая плечо, — вдох; опустить руку и плечо — выдох. То же в другую сторону.
  6. «Гребля на байдарке» — плечами (поочередно) выполнять круговые движения (дыхание произвольное).

Очищающее дыхание («ха»)

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Глубокий вдох, руки одновременно поднять перед собой вверх. Задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед ("ха").

Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

Энергетизированное дыхание («задувание свечи»)

Встать прямо, ноги на ширине плеч. Свободно вдохнуть, задержать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой. Сделать три коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу («фу-фу-фу»). Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.

Стимулирующее («шипящее») дыхание

Дыхательные движения такие же, как в гармонично полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произношении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.

Кроме пассивных дыхательных упражнений, рекомендуются упражнения, вызывающие активные дыхательные движения, с включением элемента подражательности: дутье на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д.

Основу дыхательных упражнений составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1.

Нагрузка должна постепенно увеличиваться за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплекс обязательно входят элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание мячей и игрушек начинается с 3-4 выдохов, постепенно их количество увеличивается на 2— 3 выдоха за каждое занятие и доводится до полного заполнения игрушки воздухом.

Необходим контроль, чтобы ребенок вдыхал только через нос. Для полного эффекта следует обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли продолжить занятия с детьми в домашних условиях.

4.3.3. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой

Стрельникова Александра Николаевна рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы и психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнастика полезна людям любого возраста, особенно детям. Ученик А. Н. Стрельниковой Михаил Щетинин, 12 лет проработав бок о бок со своей учительницей, добивается практически 100%-ного успеха при лечении заикания у детей и подростков.

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой:

  1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).
  2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох — предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).
  3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.
  4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого шага (все видели, как маршируют солдаты).
  5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение «Ладошки». И. п.: встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения).

Следите за тем, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались. Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3—4 секунды — пауза. Сделайте 4 коротких и шумных вдоха, снова — пауза. Помните! Активный вдох носом — пассивный выдох через рот. Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение «Погончики».И. п.: встаньте прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к по­ясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений. Норма: «прошмыгайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ширина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свернутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля.

Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот.

Упражнение «Насос» очень результативное, часто ос­танавливает приступ бронхиальной астмы, приступ сердца и печени. Норма: «прошмыгайте» носом 6 раз по 16.

Четвертое упражнение «Кошка» (приседание с поворотом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием — поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа — вдох слева.

Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд не 16 вдохов-движений, а 32. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 + 32 + 32 = 96 — стрельниковская «сотня»).

Пятое упражнение «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае не меняйте их (все равно, какая рука сверху — правая или левая), широко в стороны не разводите и не напрягайте.

Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) — 3—4 секунды.

Шестое упражнение «Большой маятник» («На­сос» 4- «Обними плечи»). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперед — руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка прогнувшись в пояснице), наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывайтесь назад, вдох с пола — вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох).

Таким образом, дыхательная гимнастика — действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

Оставить комментарий: